18 апреля постановлением правительства РФ был расширен перечень российских товаров, на экспорт которых вводятся ограничения. Новая версия ранее введенных санкций была дополнена такой продукцией, как нефть сырая, а также продукция ее переработки, включая бензин, дизельное топливо, моторное масло и мазут.
Эти меры являются ответной реакцией на недавнее расширение санкций в отношении России со стороны Киева: «Несколько дней назад кабинет министров Украины предпринял очередной недружественный шаг в отношении нашей страны — расширил список запрещенных для импорта на территорию Украины российских товаров. В этих условиях мы вынуждены свои интересы защищать и принять ответные меры», — заявил Дмитрий Медведев.
Между тем, зависимость Украины от российского топлива достигла таких масштабов, что экономические шестеренки могут и правда перестать вращаться.
По итогам 2018 года Украина импортировала 2,7 млн. тонн бензина и дизельного топлива, что составляет 37,2% суммарного импорта. Однако это не все. К этому объему следует добавить еще 2,2 млн. тонн, ввезенные из Белоруссии, которые частично произведены из российской нефти на белорусских НПЗ, а частично и вовсе являются реэкспортом продукции российской нефтянки. Таким образом, учитывая, что годовое потребление топлива всех видов на Украине в прошлом году составило 7 млн. тонн., значит около 70% этого объема были обеспечены за счет российской нефти.
Очевидно, что отказ от поставок таких объемов топлива может привести к образованию колоссального дефицита на внутреннем рынке, что чревато параличом транспортной системы, а значит и экономики в целом. И тем более в это время года – сейчас активно идет посевная кампания. Значит даже незначительная нехватка топлива приведет к многомиллионным убыткам аграрного сектора – одного из главных «китов» украинской экономики.
Пожалуй, главный вопрос, который на этом фоне должен весьма сильно беспокоить украинское руководство (как действующее, так и потенциальное) – а существует ли альтернатива российскому топливу?
Казалось бы, самый очевидный вариант его замещения, это собственная нефтепереработка. Однако, построенные еще в советское время НПЗ стабильно вымирали в эпоху независимости. Но решающие гвозди в эту отрасль были вбиты при Петре Порошенко. В 2013 году еще дышавшая украинская нефтянка производила моторного бензина и дизтоплива в количестве 2 млн. тонн, обеспечивая около трети потребностей внутреннего рынка. Сегодня заводы преимущественно простаивают, периодически выпуская мизерное количество, неспособное покрыть хотя бы квартальную потребность в топливе.
Любопытно, что последний исправно работавший Кременчугский НПЗ, отжатый в 2007 году усилиями группы «Приват» Игоря Коломойского, фактически разорен и толком ничего не производит. И, надо сказать, в этом есть некоторая ирония: агрессивная рейдерская бизнес-модель Коломойского рискует поставить в крайне непростое положение его же креатуру – Владимира Зеленского, если он таки одержит победу во втором туре.
Что касается альтернативных каналов импорта, здесь ситуация не лучше. Из всех постсоветских республик нефтепродуктами может похвастаться только Россия, Беларусь и Литва. А, к примеру, Азербайджан, который уже давно стал альтернативным каналом поставки сырой нефти, – топливо почти не производит. Но сырая нефть Украине и даром не нужна, ведь перерабатывать ее попросту негде. В 2018 году суммарный импорт сырой нефти составил всего 766,8 тыс. тонн.
Что касается Литвы, являющейся третьим по объему поставщиком топлива в страну (около 0,5 млн.т.), ее Мажейкяйский НПЗ не обладает мощностью, способной компенсировать исход российской нефтянки. Кроме того, львиную долю топлива (2,2 млн. тонн в 2018 году) литовцы экспортируют на свои ключевые рынки сбыта: в США, Латвию и Польшу. И учитывая, что эти страны работают по гораздо более выгодным закупочным ценам чем Украина, жертвовать прибылью никто не собирается.
Импорт бензина из Европы отпадает сразу. Платить по 1,5 евро за литр АИ-95 украинцы едва ли смогут. Искать какие-то экзотические варианты поставок, типа пенсильванского бензина, аналогично нереалистичны. В общем, возглавит ли страну Зеленский или сохранит бразды правления Порошенко, Киеву неизбежно придется договариваться с Москвой. Других вариантов не предполагается.
Дмитрий Заворотный