kot_sapog (kot_sapog) wrote,
kot_sapog
kot_sapog

Categories:

О поисках руки Кремля над Смоленском

10 апреля 2010 года на подлете к Смоленску потерпел крушение авиалайнер президента Польши Леха Качиньского. В катастрофе погибли все: глава государства, его жена Мария, ряд известных политиков Речи Посполитой, несколько высокопоставленных военных. Всего жертвами аварии стали 96 человек. С той поры прошло уже девять лет, и в России об истории с Ту-154 вспоминают нечасто. Другое дело Польша — недавно эта страна отметила очередную годовщину трагедии и отметила, надо сказать, с большим размахом.



Вот, к примеру, Анджей Дуда. Весь день 10-го апреля он только и делал, что участвовал в мемориальных и траурных мероприятиях. Сначала действующий президент отправился в Краков, где состоялась поминальная служба и возложение цветов к могиле Леха и Марии Качиньских. Потом Дуда вышел к журналистам и признался: «Нам их очень не хватает…». Это все происходило в Вавельском соборе, затем глава Речи Посполитой посетил краковские кладбища и почтил память других жертв катастрофы под Смоленском.



[Spoiler (click to open)]
Вечером Дуда вернулся в Варшаву и выступил на митинге, посвященном девятой годовщине трагедии. Также на трибуну поднялся брат-близнец Леха Качиньского — Ярослав, возглавляющий партию «Право и справедливость». В своей речи он призывал не забывать о том, что случилось в 2010-м, а также рассуждал о праве на истину, без которой поляки не смогут стать великой европейской нацией.

Вполне естественно, что в эти дни о крушении Ту-154 много писали и говорили СМИ. Значительное число публикаций отличалось невыносимо приторным пафосом. Однако и в них вполне четко формулировалась мысль: нужна правда о катастрофе под Смоленском. О чем они? Какой истины жаждет Ярослав Качиньский? Давайте разбираться.

Расследованием причин произошедшего занимались как польская, так и российская сторона. В начале 2011-го совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета и Министерства обороны РФ обнародовала свой отчет. Вердикт был вполне ясен: к аварии привели неправильные действия экипажа.

Кроме того, в прессу просочились фрагменты расшифровок «черных ящиков» и это позволило сделать предположение: в кабине пилотов находился командующий польскими ВВС Анджей Бласик, который оказывал давление на летчиков. Также анализы установили наличие алкоголя в крови генерала.

В целом же выводы российской комиссии (между прочим, в ее составе работали и 25 польских специалистов) должны были поставить точку и закрыть тему. Только вот на родине Леха Качиньского все происходило иначе. В Речи Посполитой велось собственное разбирательство, и оно проходило в атмосфере, близкой к психозу. В январе 2012-го на пресс-конференции, посвященной выяснению причин гибели Ту-154, попытался застрелиться полковник военной прокуратуры Миколай Пшибыл. Суицид не удался, и позднее офицер сказал, что параллельно вел дело о крупных хищениях в армии и находился в состоянии жестокого стресса.

Объяснение вроде бы выглядело убедительным, но осенью того же года покончил с собой хорунжий Ремигиуш Мусь. В апреле 2010-го он находился в экипаже самолета Як-40, доставившего в Смоленск группу журналистов, которым предстояло освещать визит Качиньского. Як-40 прибыл раньше злосчастного Ту-154 и приземлился вполне благополучно. Мусь вроде бы общался по радио с командой президентского лайнера и поэтому являлся важным свидетелем. Самоубийство хорунжего отнесли на счет тяжелой депрессии.

Ранее свое заключение сделала комиссия при МВД Польши. Получилось оно достаточно витиеватым и выглядело попыткой разделить ответственность между обеими странами: мол, экипаж «Туполева» совершил ошибки, но и наземные службы работали плохо. Российская комиссия с такой трактовкой не согласилась.

Перепалка между комиссиями случилась еще в 2011 году, параллельно свою работу делала военная прокуратура Польши. Весной 2015-го она предъявила обвинение двум российским военным, управлявшим полетами на аэродроме «Смоленск-Северный». Это были еще цветочки, поскольку вскоре парламентские выборы выиграла партия Качиньского, более умеренная «Гражданская платформа» ушла в оппозицию и понеслось.

Особенно усердствовало польское правительство. Экс-премьера Дональда Туска предлагали привлечь к уголовной ответственности за халатное расследование гибели Ту-154, а замминистра культуры (!) заявил, что на борту лайнера произошел взрыв и именно он стал причиной катастрофы. В свою очередь президент Дуда назвал выводы российской стороны «простыми гипотезами». Прекратил свое существование и государственный сайт faktysmolensk.gov.pl, где общественность информировалась о следственных действиях, проводившихся сразу после трагедии. Почему ликвидировали ресурс, официальные органы не объяснили.

Парламент инициировал новое расследование, которое возглавил тогдашний министр обороны Антони Мацеревич (в прошлом году его отправили в отставку, но его политическая карьера не закончилась). Стоит отметить, что Мацеревич считается человеком, близким к Ярославу Качиньскому.

Практически сразу же глава военного ведомства объявил о теракте на борту Ту-154. Одновременно началась эксгумация останков Леха Качиньского и других жертв авиакатастрофы. Родственники погибших под Смоленском стали открыто возмущаться, но от них фактически отмахнулись.

Попутно генеральная прокуратура Речи Посполитой пришла к сенсационному выводу: рядом с диспетчерами аэропорта находилось неустановленное третье лицо и оно провоцировало крушение самолета. То есть некий таинственный «третий» подталкивал людей, управлявших полетами, к преступлению, и действия его были вполне осознанными.

Затем комиссия Мацеревича прослушала записи бортового самописца и сообщила, что услышала звуки взрыва. Также были аннулированы результаты расследования, проведенного МВД Польши в 2011-м. И это еще не все. Фрагменты Ту-154, на котором летел Лех Качиньский, передали для анализа в лабораторию взрывчатых веществ при Министерстве обороны Великобритании. В конце марта нынешнего года стали известны результаты работы экспертов. Они якобы засекречены, но пронырливые журналисты все же выяснили: подавляющие большинство остатков фюзеляжа и крыльев имеют следы тротила и другой взрывчатки.

Опираясь на сведения британской лаборатории, Антони Мацеревич в очередной раз заявил: «Не пилоты, не какие-то действия лиц, находившихся на борту, привели к той трагедии, а взрыв». Сказано это было в канун девятой годовщины смоленской драмы.

Одновременно в польских СМИ стала появляться информация о том, что осенью 2009-го Ту-154 отправили в Россию на предприятие «Авиакор Самара», где производился ремонт лайнера. Надзор за работами осуществляла Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству РФ, которой, как считают в Польше, руководят офицеры российских спецслужб. Данную информацию журналисты Речи Посполитой почерпнули из доклада все той же комиссии Мацеревича.

Теперь остается только одно — прямо обвинить Москву в организации диверсии и убийстве Леха Качиньского, а также еще 95 человек. Варшава от этого пока воздерживается. Зато впереди паровоза мчится официальный Киев. 10 апреля заместитель министра иностранных дел Украины Василий Боднар записал в своем «Твиттере»: «Вечная память Президенту Польши Леху Качиньскому и всем жертвам Смоленской трагедии! Россия должна ответить!»

Решится ли Польша предъявить РФ столь тяжкие обвинения, мы пока не знаем. Вместе с тем заметно, что гибель Ту-154 усилиями «Права и справедливости» превратилась в настоящий политический инструмент. С одной стороны, своими «расследованиями» Варшава пытается давить на Москву, хотя та сохраняет почти олимпийское спокойствие. С другой — тему катастрофы на полную катушку используют в пропаганде. Авария президентского лайнера почти так же популярна в СМИ, как и тема расстрелов в Катыни. Это только добавляет накала в антироссийскую истерию, продолжающуюся в Польше в течение пяти с лишним лет.

Привлекает внимание и участие британских экспертов. Лаборатория при минобороны никогда прежде не занималась ЧП, происходившими в других странах. Но вдруг для поляков сделали исключение, что наталкивает на мысль — Лондон подыгрывает Варшаве в раскручивании кампании против Москвы.



Осенью в Польше парламентские выборы, а в следующем году президентские. Если «Право и справедливость» сохранит и законодательную власть, и исполнительную (это вполне вероятно), то в 2020-м юбилей трагедии под Смоленском превратится в настоящую вакханалию, переходящую в открытое безумство. И никто в Польше не даст ответа на простой и короткий вопрос: «Зачем России было убивать Леха Качиньского, да еще и над своей территорией?»

Алексей Ткачук
Tags: Польша, мнение, факты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments