kot_sapog (kot_sapog) wrote,
kot_sapog
kot_sapog

Categories:

Русский стиль

Повезло. Попал на сенсационную премьеру «Орландо, Орландо» в московской Геликон-опере... Восхитительно, масштабно, торжественно, непонятно. Совсем непонятно. Ну, как все, что спонсирует Сбербанк. Впрочем, возможно, я просто чрезмерно накатил перед представлением. («Мы очень любим оперу... Буфет был упоительный...».)



В антракте попытался разобраться, о чем, собственно, идет на подмостках речь. Спросил кукольную девочку, про что поют. Она ответила, что еще не придумала. Поэтому, вернувшись в зал, я сам сосредоточился на узнаваемых деталях: голубой герой, к которому неровно дышит его как бы дядя ― то ли бомж, то ли пастор. Розовая подруга героя по стати тяжелоатлетка или суммистка, к целлюлиту которой неровно дышат все другие товарки. Старательная худенькая уборщица в туалете в хиджабе. Блистательная юная массовка, которая то пьет, то поет, то танцует в баре, то занимается любовью в туалете, мешая стыдливой уборщице мыть унитазы...

Еще пистолет в тумбочке, который, опровергая унылые классические штампы, стреляет не в конце пьесы, а в самом начале. Еще смятая постель, смартфоны последней серии, плюшевый мишка, полицейские- беспредельщики в форме шерифата Аризоны... Вроде все, кроме музыкальной бригады душ в тридцать в оркестровой яме, музыки Верди и пустого душа с легким паром на сцене...

Все узнаваемо, но все чужое. Как в горячечном сне. Когда я забывался и начинал вслух подпевать, на меня шикали элегантные старушки. Знаю, знаю, что мой итальянский с сильным акцентом. Не проблема. Проблема в другом. Я прибыл на оперу прямо со своей лекции в ВШЭ. Это бравый солдат Йозеф Швейк любил, когда кто-то откуда-то «прямо». А моя прямота оказалось хуже воровства. Быстрое перемещение из продвинутой учебно-академической среды в богемную музыкально-академическую показало мне всю собственную тривиальность мышления, банальность подходов и унылость интерпретаций. Судите сами.

Высшая школа экономики ― это бастион либерального свободомыслия, оплот глобального мышления. А я заявился с сермяжной темой «Русский стиль». Да еще посмел утверждать, что глубинная суть этого стиля ― синтез патриотизма, героизма и мечтательности. А ведь предупреждали меня, что для настоящего либерала само слово «патриотизм» ругательное. Сказать в приличном обществе: «Я ― патриот», ― это такой же унылый моветон, как проронить: «Я сплю со своею женой». (Только представьте ― не с секретаршей, не с помощником, а с голимой супругой!)

Правда, я пытался смягчить подобную «жесть» тем, что в моем представлении в России патриотизм, как правило, никогда не бывает ни приторной роскошью (как в Штатах), ни способом ненависти (как на Украине), но способом выживания. Удержать под своим стягом, под своей верой и под своим словом безмерную по территории и бездонную по истории страну можно было, лишь вплавляя личный интерес в государственный. И карьеры делали в основном те, кто владел мистическим секретом такой «сварки».

Поэтому так прагматичен, прост и понятен беспонтовый русский патриотизм. Да, сплю с женой, а не с помощником; да люблю свою страну, а не чужую. Скучно? Неловко? Зато жена не предаст, а родина не продаст. Если, конечно, правильно сшиты, сплавлены взаимные интересы...

Ух как я радовался, когда наша страна первой в мире начала эвакуировать своих детей из Уханя. Вы думали надпись на русских пожарках «Предотвращение. Спасение. Помощь» ― это русская пропаганда? А вот вам! Это русский стиль, точнее, стиль русского патриотизма, где личный и державный интерес взаимно растворяются в православной максиме «Спаси и сохрани!»

Еще проще и скучнее обстоит с героизмом. Если патриотизм в России рентабелен, героизм обязателен и прибылен. Без него на упомянутых бескрайних просторах империи и создать толком ничего нельзя. Это я вам говорю, как бывших лесоруб на БАМе. Это на том же Западе героизм ― десерт. А в России он ― черствый хлебушек. Это у них героизм намазывают иногда тонким, как кленовый сироп, слоем на быт и рутину жизни. А у нас сама рутина жизни веками ткалась из крутой героики.

Помню, как в Берлине хрупкие белесые немки прятались от расшалившихся под Новый год горячих арабских парней в русском ресторане, а не в полицейском околотке. А потом охранник ресторана гнал с русскими матами громадную толпу любителей гурий полквартала. А чо? Для него это ― быт и будущая прибыль. У него это в генах до седьмого поколения. Русский стиль, короче. Не шаолиньский...

Еще немного говорил о рентабельности нашей мечтательности. Обидно, конечно, бывает за отечественную непрактичность, несистемность, нетехнологичность. Но, блин, когда мечта овладевает духом... КПД задумчивой мечтательности на порядки выше КПД самой жесткой прагматики. Потому что прагматика ― это шлифовка трех базовых человеческих инстинктов, а мечтательность ― их преодоление.

На Великой Отечественной в одном из ее бесчисленных трагических пластов сошлись в смертельной схватке дотошный технолог Штольц и мечтательный фантазер Обломов. И решительный Штольц обломался по полной. Россия, пожалуй, сегодня единственная страна в мире, где еще есть дети, которые мечтают быть полярниками, а не брокерами, космонавтами, а не менеджерами...

Хотя смотрю вот последний опрос, кем мечтают быть русские подростки. На первом месте ― продавец-консультант. Не дай бог! И пояс нерусского стиля сжимается вокруг. Вон, соседушка Украина даже администрацию президента переименовала в «офис». Помните героя из бессмертной песни Шнура о юноше, мечтающем об «офисе». И о Вове уже пророчески звучат ее слова: «Ты работаешь в офисе! О, майн гот!»

Короче, русский стиль ― это, конечно, важно. Хотя, может, и безумно скучно на фоне Орландо. Розовая подружка, голубой дядя, игрушечный пистолет, душевая с легким паром... Как интересно живут люди.

Р. Дервиш
Tags: Россия, Украина, мнение, молодежь, факты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments