kot_sapog (kot_sapog) wrote,
kot_sapog
kot_sapog

Categories:

Молитвами правительства. Как Украина собирается оживлять экономику

Согласно последним данным из нового отчёта Нацбанка о положении дел в экономике, во втором квартале 2020 года ВВП Украины обвалился на 11%. Это «отличное» дополнение к промышленному спаду, который начался ещё в 2019 году, и тяжёлой ситуации с госдолгом. Однако в правительстве не видят особых проблем с преодолением негативных последствий и даже обещают рост заработной платы на 24% уже в следующем году.



Продолжается подсчёт убытков, нанесённых украинской экономике пандемией коронавируса. И они совсем не утешительные. Второй квартал этого года стал худшим с 2015 года, когда экономика обрушилась на 14,5%. Но в какой-то мере текущие итоги даже хуже, потому что в 2014—2015 годы ВВП валился относительно 2013 года, когда был достигнут исторический максимум по этому показателю за всю эпоху независимости. А вот по итогам 2019 года ВВП в долларовом эквиваленте составил 75% от уровня 2013 года. Поэтому учитывая заметно сокращённую базу для сравнения, следует понимать, что текущие 11%, — это потеря не ранее накопленного потенциала, а разрушение уже той ступени, на которой экономика оказалась после известных событий.

Коронавирус, в свою очередь, ударил по тем секторам украинской экономики, которые в последние несколько лет подавали признаки жизни — это сектор услуг, прежде всего оптово-розничная торговля, а также финансы и банки. Именно эти виды деятельности в последние годы были локомотивом роста ВВП. Карантин же заметно подкосил сферу услуг, которая ещё не успела оправиться от резкого падения покупательной способности населения после шоков 2014—2015 годов.

А вот ситуация в производстве была плачевной ещё задолго до пандемии. Украинская промышленность устремилась в крутое пике начиная с июня 2019 года и непрерывно падала до конца прошедшего года. Причина — это игра, которую затеяли в правительстве новоизбранного Владимира Зеленского. Так называемая «группа Сороса» начала конструировать пирамиду Облигаций внутреннего займа (ОВГЗ), выпуская облигации одну за другой и под завышенный процент. Это раскрутило спрос на гривны, которая рекордно укрепилась по итогам года. А начиная с декабря 2019 года и по настоящее время, неслучайные банки и инвестфонды отлично заработали — и на завышенном проценте облигаций, и на курсовой разнице.

Обратной стороной медали прошлогоднего укрепления нацвалюты явилось падение экспортной выручки предприятий и последовавшее за этим падение производства. Оно продолжилось и в 2020 году, достигнув угрожающих масштабов по итогам апреля, когда промышленность потеряла 16% в годовом выражении. И падение продолжается. Июнь оказался не таким провальным с результатом в минус 5,6%. Но только потому, что марафон промышленного спада начался именно в июне, тем самым обеспечив более низкую базу для годового сопоставления. Между тем, падение ключевых показателей продолжается. Так, по итогам июля таможенные поступления составили 25,6 млрд грн., что на 11,6% меньше результатов июля 2019 года. В целом по итогам полугодия таможенные поступления составили 150,7 млрд. гривен, что на 16,7 млрд. меньше относительно первого полугодия прошлого года.

Тем не менее, бюджет за этот период сведён с удовлетворительным результатом. Секрет успеха прост — это бесконечно продолжающиеся займы, без которых власти уже неспособны исполнить основные статьи бюджетных расходов. Кроме того, по сравнению с прошлым годом в три раза был увеличен дефицит бюджета, с 96 до 298 млрд гривен. В то же время погашение государственных долгов в текущем году составит порядка 350 млрд. гривен. Итого, с учётом долговых и бюджетных обязательств, суммарная потребность правительства в заёмных деньгах выросла почти вдвое по сравнению с 2019 годом. Совокупная дыра в бюджете превышает 650 млрд грн. И, понятное дело, что с учётом падающей экономики единственный шанс заполучить эту сумму — это взять её в долг. Таким образом, почти каждая четвёртая гривна расходной части бюджета будет финансироваться исключительно за счёт новых займов. Это наихудшая ситуация с 2015 года, когда Киев балансировал на грани дефолта и увернулся от этой угрозы только благодаря реструктуризации долгов и помощи МВФ с отсрочкой по «долгу Януковича».

Впрочем, в Киеве стремительно повышают шансы на завершение 2020 года без дефолта. В июне страна получила долгожданный транш МВФ в размере 2 млрд. долларов, явившийся результатом старта земельной реформы, которая фактически гарантирует погашение внешних долгов в натуральной форме — за счёт передачи кредиторам земельных наделов. Затем Киев получил 1,2 млрд. евро макрофинансовой помощи от ЕС, а следом выпустил еврооблигации на сумму ещё 2 млрд. долларов. Параллельно продолжаются заимствования и на внутреннем долговом рынке. С учётом прочей помощи внешних доноров и кредиторов, страна, вероятно, наскребёт нужное количество денег, чтобы закрыть бюджетный год. Наконец, власти недавно объявили очередную приватизацию госимущества в надежде получить от распродажи этого добра ещё 1 млрд. долларов.

Но проблема в том, что все эти трюки к восстановлению экономики никакого отношения не имеют, потому что в ближайшие годы новые долги наряду со старыми лягут тяжким бременем на экономику. Они будут нещадно пожирать её ресурсы и вместо развития страны уйдут в виде платежей по кредитам и процентам. Украина отдаст каждую четвёртую заработанную гривну на погашение долгов.

Тем не менее, в правительстве Дениса Шмыгаля не унывают. Недавно там была утверждена программа экономического и социального развития страны на 2021—2023 годы. Как и полагается, программа преисполнена оптимизмом, адекватное обоснование которого напрочь отсутствует. К примеру, в эти годы предполагается, что ВВП страны будет расти на 4—5%. Но если в 2021 году можно предположить, что восстановление экономики после обвального падения составит прогнозируемые 4%, то большой вопрос, каким образом эти заветные цели будут достигаться в последующие годы. Впрочем, ответ на этот вопрос тоже имеется. В Киеве попросту рассчитывают на стремительный рост сырьевых цен на основные экспортные товары украинской экономики: зерно, металлы, руды. Разумеется, что эти позитивные предчувствия также едва ли обосновываются правительственными стратегами.

Более того, на этом простом основании делается самое выдающееся заключение — рост сырьевых цен раскрутит рост экономики, что, в свою очередь, обеспечит и рост зарплат. Причём рост весьма нешуточный. Так, власти обещают, что в 2021 году средняя зарплата достигнет 13,6 тыс. гривен в месяц, а в 2023 году — 17,2 тыс. грн. Это означает, что по уровню зарплат и ВВП Украина не просто вернётся к показателям 2013 года, но и значительно переплюнет их. Однако сказать, что это целиком обман и манипуляция — тоже не выйдет. ВВП Украины за последние годы умудрялся показывать позитивную динамику даже при падающем экспорте и падении производства, как, например, в прошлом году. И даже если предположить, что прогнозируемый экономический рост будет обеспечен не только статистическими хитростями, то стоит помнить о том, что значительная часть этого прироста уйдёт на погашение внешних долгов.

А что касается роста зарплат, так здесь и вовсе нет сомнений, что намеченные ориентиры будут достигнуты. Ведь весь фокус в том, что правительство не уточняет, при каком курсе доллара вырастут зарплаты — при текущих 28 или при 40 гривнах за доллар. И учитывая, что власти уже официально взяли курс на ослабление валюты, ближе к истине второй вариант, в рамках которого номинальная цифра будет внушать, а покупательную способность съест инфляция из-за дорожающего импорта и тарифов. Это уже было в 2014—2015 годы, и схожий виток обнищания ждёт украинских граждан в ближайшие несколько лет.

Дмитрий Заворотный
Tags: украина, факты, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments