«Дональду стоит поучиться управлять своим гневом, а ещё посмотреть какой-нибудь добрый старый фильм вместе с другом! Успокойся, Дональд, успокойся», — написала она в соцсетях, зеркально отвечая на аналогичное замечание президента год назад. Не забыла, значит, что и над нею смеялся Трамп. И чуть раньше она призвала голосовать за Байдена.
Ну, а СМИ безжалостно продолжают доставать фейками, которые очень похожи на правду. И о том, что жена Мелания готова с ним развестись, как только он покинет Белый дом. И о том, что зять и советник Джаред Кушнер советует ему признать своё поражение.
Лезть в семейные дела — дело неблагодарное и нечистоплотное, но вот реакция зятя весьма и весьма показательна. Потому что он — при желании может стать восходящей звездой Республиканской партии и помочь тестю повторить старческий успех Байдена, который рискует стать самым пожилым президентом США: 20 ноября «сонному Джо», как называют его с лёгкой руки Трампа, стукнет 78 лет. Однако через четыре года «пацан» в сравнении с ним Трамп, отдохнувший от нынешних треволнений, опять может попробовать вернуть себе президентское кресло. В июне 2024 ему исполнится 78 лет, и можно в бой. Тем более, что прецеденты повторного избрания таким образом, через одного, в США есть: в конце XIX века демократ Гровер Кливленд был 22-м и 24 президентом, «пережив» 23-го президента-республиканца Бенджамина Гаррисона.
И если американские «респы» не смогут за четыре года Байдена преодолеть нынешний кризис кадров и изыскать молодого харизматичного лидера-кандидата в президенты, то у Трампа, по мнению многих, шанс остаётся. Главным образом потому, что его манера правления, предпринятые шаги и обозначенные тенденции в жизни США уже получили название «трампизм», суть которого сводится к попыткам сохранить величие страны и гегемонию её в мире путём её кардинального реформирования в новых резко меняющихся геополитических обстоятельствах.
Но даже не в этом дело. По ходу, очень поторопились лить слёзы поклонники Трампа и чрезмерно радоваться адепты его более удачливого соперника Байдена. Тут дело даже не в том, что в США может быть создан прецедент, когда Верховный суд отменит результат этих выборов и оставит Трампа победителем, если установит все факты махинаций и фальсификаций, предпринятых демократами, и не засчитает подобным образом полученные голоса. Этого, скорее всего не произойдёт, но Трамп по-любому — всё равно тоже победитель, потому что, повторю, жив трампизм. И уже очевидны несколько взаимосвязанных выводов, вытекающих один из другого.
Во-первых, совершенно напрасно года правления Трампа и предпринятые им шаги называли «американской перестройкой» и сравнивали с перестройкой советской, времён Михаила Горбачёва. По форме, да, похожи, ибо налицо ломка старых подходов и стереотипов в политике, управлении страной и её поведении на международной арене. Но есть большая разница по сути, и это самое главное. В отличие от Горбачёва, который сдавал и предавал всё, от идеалов СССР до его союзников, Трамп и трамповские «перестройщики» никогда не отказывались от США и их ценностей. «Сделаем Америку снова великой!» — вот квинтэссенция всего, что пытался делать Трамп. И до пандемии коронавируса ему многое в этом плане удавалось. Горбачёв же в конечном счёт уничтожил собственную страну, чем сдуру гордится до сих пор.
Во-вторых, США в конце 80-ых — начале 90-ых годов прошлого века и много ранее щедро проплатили развал СССР и последовательно, системно и целенаправленно работали на эту цель, предопределив его провальное поражение в холодной войне. А вот современная Россия в отношении «перестраивающихся» США так не смогла сработать. То ли денег не хватило, то ли решимости, то ли опыта, то ли всего вместе. В полной мере это касается и Китая, тоже объявленного Трампом «главным врагом США». Пекин, как и Москва, тоже тормозил с развалом США, несмотря на все обвинения во «вмешательстве».
В-третьих, — и это, пожалуй, самое главное! — мир меняется, а значит, США тоже должны меняться, что и заметил Трамп, и те силы в США, которые стояли за ним, и сегодня никуда не делись. По большому счёту и схематично конфликт между американскими «респами» и «демами» — это конфликт между традиционалистами-изоляционистами внутри США и геополитическими глобализаторами из транснациональных финансовых корпораций. То есть если совсем уж просто, это спор между производственниками и банкирами. Одни строят и обустраивают свою страну, другие порхают по миру, снимая долларовые и прочие сливки везде. Когда эти силы работают в гармонии, страна процветает. Когда наблюдается перекос (как в США в последние годы), страна теряет свои ведущие позиции.
США за последние годы однозначно финансово-экономически перенапряглись, выполняя роль победителя холодной войны и единственного гегемона современного мира. И когда в 2016 году между собой схлестнулись республиканец Трамп и такая же неистовая демократка Хиллари Клинтон, стало очевидно, что «глубинное государство» в США, подлинные хозяева этой страны выдвинули запрос на лидера, который решительно порвёт с прошлым. И, разумеется, со всеми былыми обязательствами, которые стали чересчур обременительны для США. И в поддержании военного превосходства, и в отношениях с союзниками по НАТО и прочих межгосударственных союзах, и в экономических отношениях, и в международной торговле, и даже в ядерной гонке.
Нужен был человек, который решительно всё это оборвал бы и заложил новые принципы отношений, определив новые приоритеты и предпочтения США. Так, как это и сделал за свои четыре года Трамп. Но то же самое и, не исключено, что точно так же нарвано и бесцеремонно действовала бы и харизматичная, взрывная и беспредельно циничная Хиллари. Она же — когда убивали Муаммара Каддафи и бомбили Ливию — не стеснялась публично радоваться этому и веселиться. Может, «вылущивать» США из ненужных им связей и обязательств у неё получилось бы не так грубо, как у Трампа, и, следовательно, вызвало бы меньше недовольства и переполоха. Но теперь повестку республиканца Трампа однозначно будет выполнять демократ Байден. Немножко смягчая риторику, убирая грубость и нажим, смещая акценты, меняя местами врагов и союзников США, подбирая новые методы и подходы, но Байден, став президентом, всё равно будет делать Америку великой.
В-четвёртых, сейчас перед Байденом (или Трампом, если он останется) встанет тяжелейшая задача — сшить США и как-то сгладить все поднятые из глубин противоречия американского общества — экономические, политические, социальные, расовые, культурные, ментальные, религиозные и т.д. и т.п. Байдену будет нужен консенсус, чтобы примирить белую и цветную Америки, всевозможных радикалов и консерваторов, левых с фаерами и дубинками и правых со стволами, одноэтажную работающую Америку и городские трущобы, населённые потомственными вэлферными бездельниками, город и село, больных коронавирусом и здоровых, не желающих заражаться. Это очень сложная задача, которая сегодня многим кажется непосильной.
И, наконец, в-пятых, Байдену в наследство от Трампа страна достанется в таком расхристанном и раздрызганном виде, что ему впору посочувствовать. Одна пандемия коронавируса, убивающая и американцев, и американскую экономику, чего стоит. А есть же ещё прикрытый ею мировой экономический кризис, усиливающееся давление конкурентов, возросшие аппетиты союзников-нахлебников, необходимость поддерживать первенство или паритет по вооружениям, поддержка сателлитов и т.д. и т.п. И на всё это нужны деньги, деньги, деньги. И главное — следить, чтобы не перегрелся печатный станок, а конкуренты не разрушили гегемонию доллара. И если Байден не справится с этими проблемами, то Трамп или любой другой сменщик-республиканец — тут как тут.
Многие говорят, что престарелый Байден долго не поправит, всё будет решать вице-президент, 56-летняя Камала Харрис, икона всех меньшинств сразу — и половых нетрадиционалов, и женщин из «ми ту», и «рассерженных вагин», и гендерных фанатов, и цветных обиженных. Но это тоже вряд ли. Дань общепринятому и обещанному в лице Камалы отдадут, но вот рулить ей по-своему никто не позволит. Всё будут решать за кулисами и под ковром более серьёзные «дяди» и, не исключено, «тёти». И как они будут это делать — вот самое интересное и ожидаемое зрелище, которое, к тому же, придётся переживать всем вместе.
Особняком, конечно, стоит выделить Украину, которая сегодня в холуйской феерии заочно пластается перед Байденом, поёт ему осанну и здравицы и переобувается в воздухе, надеясь на беспредельно щедрые коврижки и печенюшки.
Однако есть большие сомнения в том, что у Байдена даже для «друга Порошенко» всего хватит. Тем более, что и Порошенко, и нынешний президент Владимир Зеленский страшно зашкварились перед Байденом, и между ними ещё предстоит увлекательная борьба за звание «любимой жены госдепа». Это зрелище хоть и крайне брезгливое, но такое же увлекательное, как и перестройка в Америке...
Владимир Скачко