kot_sapog (kot_sapog) wrote,
kot_sapog
kot_sapog

Category:

Польские страдания: зачем отдали Минск большевикам?

18 марта исполнилось сто лет со дня подписания в Риге мирного договора, положившего конец вооруженному конфликту между Советской Россией и Речью Посполитой. Накануне юбилея в Москве открылась документальная выставка «Польско-советская война 1919–1921 годов. Рижский мирный договор». Событие это совсем не рядовое.

Во-первых, приветствие организаторам прислал Владимир Путин. Также увидело свет обращение министра иностранных дел Сергея Лаврова. Ну а первыми гостями выставки стали директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин и помощник президента Владимир Мединский. Первый, кроме того, председатель Российского исторического общества, а второй — военно-исторического.



Подобное внимание со стороны первых лиц государства говорит о важности происходящего. Примечателен и тот факт, что, когда в августе прошлого года Речь Посполитая шумно праздновала столетие Варшавской битвы и польская пропаганда просто неистовствовала, Россия реагировала сдержанно. Сейчас же Москва сделала ответный ход. О том, как это отозвалось в Варшаве, чуть ниже, а пока пару слов о самой выставке. Над ней работали несколько федеральных и ведомственных архивов РФ, белорусские товарищи тоже подключились к делу. Представленные документы не только рассказывают о войне РСФСР с Речью Посполитой, но и раскрывают весьма неприглядный облик «спасителей Европы от коммунизма» (так польских вояк изображает тамошняя пропаганда). Например, распространенным явлением «освободительной войны» были еврейские погромы. А весной 1920-го во время боев за Борисов город был уничтожен польской артиллерией, огонь велся в том числе химическими снарядами.

Теперь о реакции в Речи Посполитой на московскую выставку и приветствия Путина и Лаврова. Так вот, никакой реакции не было. И это молчание Варшавы удивительно. Обычно польские журналисты, эксперты, а порой и политики поднимают крик по любому поводу, даже если речь идет о посте какого-нибудь блогера. А тут звенящая тишина. Что, в принципе, понятно. В начале 2020-го Польша яростно отбивала «атаки Путина», напомнившего Речи Посполитой об ответственности за развязывание Второй мировой войны. Борьба шла отчаянная, потом поляки объявили о своей победе, но позднее косвенно признали, что Россия подорвала-таки репутацию их страны в глазах западных союзников. В общем, связываться с Москвой оказалось себе дороже.

Это, конечно, не означает, что в Варшаве столетие Рижского мира проигнорировали. Напротив, юбилей не прошел мимо общественности и СМИ. Разброс мнений, как обычно, в Польше был колоссальный. Отметим, рупор либералов Gazeta Wyborcza с ноткой осуждения написала, что в марте 1921-го Польша и Россия поделили между собой родину украинцев и родину белорусов. А вот для католического и консервативного издания Polonia Christiana мирный договор ― это та страница истории, из-за которой хочется закрыть лицо руками и зарыдать от стыда. В тексте употребляются такие обороты, как «пакт с дьяволом» и «преступление рижского трактата». И все из-за того, что на переговорах в латвийской столице польская делегация якобы растеряла преимущества, полученные в результате победоносной Варшавской битвы, и отдала большевикам земли, сыгравшие важную роль в истории Речи Посполитой. Здесь имеются в виду восточные территории Белоруссии и правобережная Украина с историческими регионами вроде Подолии и Волыни.

Польское государство также приняло участие в юбилее. Почтовое ведомство 18 марта выпустило специальную марку, а Министерство иностранных дел извлекло из недр собственного архива оригинал Рижского договора. Были еще документальные фильмы на госТВ и диспуты историков. Руководство страны от резонансных заявлений в день юбилея воздержалось. Президентская канцелярия сделала короткую запись в твиттере и сообщила, что Анджей Дуда распорядился возложить от его имени венок на могиле Яна Домбского — главы польской делегации в Риге. А канцелярия премьера «круглую» дату и вовсе не заметила. Зато спикером № 1 в эти дни стал Ярослав Шарек, директор Института национальной памяти (ПИНП).

15-го он открыл выставку с говорящим названием «Горький мир. Рижский трактат 1921 г.». Мероприятие явно удалось, потому что пана Ярослава понесло. Он обогатил общественную мысль следующим рассуждением: заключенный в Риге договор проложил границу между двумя мирами — один был построен на вековых традициях, красоте, правде, добре и десяти заповедях. Второй мир жаждал разрушения первого. Думаю, нетрудно догадаться, где, по версии Шарека, добро, а где зло. Было бы сенсацией, если бы начальник Института нацпамяти не выдал чего-нибудь о «спасении Европы», и он не разочаровал: «В 1920-м Польша остановила антицивилизацию коммунистической идеологии», — заявил Шарек.

Через два дня директор института дал интервью «Польскому радио». Ярослав Шарек посетовал, что, согласно договору, большевикам отдали такие бесценные для польской культуры города, как Минск и Каменец-Подольский. «Если бы эта граница... сдвинулась хотя бы на пару километров на восток, Минск оказался бы в составе Польши и не было бы преступления в Куропатах», — сказал Шарек. Тем, что не удалось присоединить эти территории, огорчен и Мирослав Шумило, главный специалист Бюро исторических исследований ПИНП. Это откровенно отдает ревизионизмом и демонстрирует, насколько подобные настроения укоренены в структуре, отвечающей за формирование государственной политики Польши в сфере исторической памяти.

«Горький мир» ― не единственное мероприятие, которым ПИНП отметился перед юбилеем Рижского договора. 11 марта Ярослав Шарек лично презентовал книгу «Военнопленные 1920». В ней поднимается тема красноармейцев, ставших узниками польских концлагерей. Точное число пленных установить не удается, но даже приблизительная цифра велика — 150–160 тысяч человек. Многие из них умерли от голода, эпидемий, чудовищного обращения и бессудных расправ. По самой скромной оценке российских историков, количество жертв достигает 28 тысяч погибших. Есть данные и о том, что их было почти 60 тысяч.

К напоминанию о трагедии пленных в Польше относятся чрезвычайно нервно. В 2020-м, вскоре после юбилея Варшавской битвы, еженедельник Newsweek Polska написал о тех, кто пережил и не пережил ад за колючей проволокой. Реакция была моментальной: премьер-министр Матеуш Моравецкий обратился с письмом к Марку Декану, руководителю германского медиаконцерна Axel Springer (ему принадлежит Newsweek Polska). «Наезд» главы правительства сработал, и статью перевели в платный контент, ограничив таким образом доступ, а по сути, закрыв публикацию: читатели тратят деньги неохотно.

Вернемся к изданию от Института нацпамяти. В сборнике профессиональные историки старательно пытаются изменить действительность. Профессор Збигнев Карпусь объясняет, что Польша столетней давности была державой слабой, бедной и отсюда трудности с содержанием пленных. Основную вину за тысячи смертей он возлагает на тиф, испанку и прочие болезни, а также занижает цифру погибших до 15–16 тысяч человек. Интересно, что семь с лишним лет назад, беседуя с белорусскими СМИ, профессор Карпусь жаловался, что политика мешает научной работе. Теперь, похоже, все наоборот, и ученый сам участвует в политических играх, устраиваемых ПИНП.

Другой автор книги Мацей Коркуть выступил еще круче. Он уверен в том, что проблему с пленными красноармейцами придумал Горбачев. Тому, дескать, нужен был некий спорный вопрос, чтобы ответить на обвинения в катынских расстрелах. При этом Коркуть заявляет: «…в 1920 г. не осуществлялось никаких действий, которые можно было бы сравнить с Катынским преступлением». Цинизм просто зашкаливает — польский историк категорически запрещает проводить параллели с Катынью. Впрочем, в России думают иначе. На открытии московской выставки Владимир Мединский говорил о том, что трагедия пленных красноармейцев «не менее тяжела для польско-российских отношений, чем Катынская проблема». Нельзя не привести и слова Сергея Нарышкина: «…этнический национализм, реваншизм и склонность к внешней агрессии, проявленные польским руководством в период с 1919 по 1921 год, могут рассматриваться как предвестники страшной болезни, поразившей целый ряд стран Европы и, в конечном итоге, воплотившейся в идеологии нацизма».

Тут бы Варшаве остановиться, задуматься и попробовать снизить накал страстей. Однако поляки неугомонны. Появление сборника «Военнопленные 1920» преподнесено как разоблачение «российской лжи». А чтобы мы знали «правду», ПИНП расстарался и книгу перевели на русский, выложив в свободный доступ.

Недавно официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала Институт национальной памяти чудовищной организацией, занимающейся страшными вещами. Сказанное Захаровой непосредственно касается фальшивки об убийстве красноармейцами в 1945 году трех католических монахинь, но в полной мере относится и к тому, чем ПИНП занимался накануне и во время столетия Рижского мира. Горького, по мнению Института нацпамяти, мира.

Алексей Ткачук
Tags: Белоруссия, Польша, мнение, факты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments