kot_sapog (kot_sapog) wrote,
kot_sapog
kot_sapog

Categories:

«Беспрецедентно? Отнюдь!» О принудительных посадках самолётов для задержаний преступников

Какие яркие случаи в мировой практике похожи на задержание в Минске Романа Протасевича.



Ситуация вокруг ареста белорусского оппозиционера Романа Протасевича создала излишний ажиотаж.

Случай поспешили назвать невиданным, неслыханным и, как следствие, беспрецедентным и возмутительным. Но всю штука в том, что он как раз — прецедентный. Более того, не такой уж редкий!

Оставим сейчас в стороне вполне вероятную версию, что всё произошло без особого участия белорусских (или российских) спецслужб – уже прозвучало официальное заявление от директора Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии Артема Сикорского о том, что за сообщение о бомбе на борту взял ответственность ХАМАС, желающий таким образом привлечь внимание ЕС к ситуации в Палестине. Окей, давайте предположим худшее и вообразим, что таки да – вся ситуация с Протасевичем была срежиссирована КГБ.

Тут что важно понять: по всем критериям, Протасевич – не «личный враг Лукашенко», как, скажем, Гюлен – личный враг Эрдогана, а человек, крайне результативно доказавший свою опасность для государства Республика Белоруссия – являясь одним из глав «Нехты», он был топовым координатором всей несостоявшейся белорусской революции. Короче, «враг государства». И всё произошедшее надо рассматривать именно в такой плоскости: на что можно в экстренных случаях пойти, чтобы задержать «врага государства» даже в условиях его относительной «недоступности».

Первым идёт, разумеется, кейс Сноудена. Точнее, президента Боливии Эво Моралеса. В 2013 году, когда гремел на весь мир скандал с откровениями бывшего работника ЦРУ о своей спецслужбе, США заподозрило, что Сноуден может присутствовать на борту президентского самолёта Моралеса. Боливийскому «Борту № 1» последовательно отказали в посадке и дозаправке Италия, Испания, Франция и Португалия – разумеется, по окрику из Вашингтона! – и он был вынужден приземлиться в Вене. Там, полностью поправ все дипломатические приличия и президентский иммунитет, борт обыскали. Сноудена на нём не было, но если бы был — разумеется, он был бы арестован.

Тут великолепно всё: и готовность «взять под козырёк» крупнейшими европейскими странами перед заокеанским «сувереном», и дичайшие нарушения дипломатического этикета, и, наконец, шокированную реакцию всей Латинской Америки:

«Вице-президент Боливии Альваро Гарсиа Линера в обращении к нации объявил, что президент Моралес «был похищен империализмом», «Латинская Америка была попрана», а Европа «погрязла в обскурантизме» и «ведет себя как колония одной державы». Министр обороны Боливии Рубен Сааведра прямо обвинил США в указании не пропускать и обыскать самолет. Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер назвала действия европейских государств «невозможной безнаказанностью», а лидер Эквадора Рафаэль Корреа пригрозил странам, оскорбившим боливийского президента, отзывом послов».

Так что если вы сейчас читаете про «невозможную безнаказанность», то вы уже в курсе, где первоисточник.

Впрочем, ладно, президентский борт – это всё-таки исключение. Но нередко задерживали и простые пассажирские самолёты. И тут отличилась страна, которая сейчас поспешила первой прекратить с Белоруссией авиасообщение – Украина.

Мы вскоре перейдём к истории с «вагнеровцами», которая полна загадок и неясностей, а пока – куда более конкретный случай: 2016 год, Армен Мартиросян, белорусский самолёт. Да-да, белорусский!

Итак, украинский «антимайдановец» Мартиросян уже в 2014 году ощущает себя в серьёзной опасности в стране победившего национализма и эмигрирует. Однако затем скрыто, по личным делам, снова приезжает на Украину и уезжает уже в 2016 году. Точнее, пытается уехать — потому что спустя час после взлёта борта «Белавиа» из Киева украинские авиадиспетчеры экстренно возвращают самолёт. Возвращают, разумеется, не добрым словом и не под предлогом «Ой, мы ключи от дома забыли за сидением», а угрозой применить истребители. Ага. Истребители. Вам ничего это не напоминает? И самолёт, разумеется, возвращается.

С Мартиросяном всё оказалось потом хорошо, потому что СБУ во время обыска не смогла найти у него некую очень интересную им флэшку с какой-то ценной информацией. Но факт остаётся фактом – просто ради какой-то информации на носителе посадили самолёт угрозой применить истребители. Даже не ради ареста.

И, наконец, переходим к истории, в которой должны были сочетаться сразу два предположительно использованных белорусским КГБ элемента – к сорвавшейся операции по похищению «вагнеровцев», а точнее, скорее всего, просто каких-то бывших ополченцев, участвовавших добровольцами в конфликте на Донбассе. Этого не случилось, но случиться могло и по плану было должно.

Просто цитата сайта «Би-Би-Си»:

«Больше деталей озвучил анонимный “координатор” операции. Если верить ему, то капитану самолета уже во время полета должны были сообщить, что на борту может быть взрывчатка, и «Украэрорух» в ультимативной форме требовал бы посадить борт в «Борисполе». Более того, его якобы заставили бы это сделать украинские учебные военные самолеты, «случайно» оказавшиеся рядом с коридором, по которому летел турецкий самолет».

Комбо! Бомба плюс истребители! И это в той стране, где сейчас с пафосом восклицают о «воздушном пиратстве» и «государственном терроризме». На себя бы оглянулись!

Вот, если очень кратко, список самых резонансных прецедентов «приземления» теми или иными методами пассажирских самолётов с пассажирами-преступниками на борту. Нельзя сказать, что это нормально, однако ненормальным, учитывая сложившуюся определённую распространённость этой практики, подобное тоже не назовёшь.

Григорий Игнатов
Tags: Белоруссия, мнение, новости, факты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments