kot_sapog (kot_sapog) wrote,
kot_sapog
kot_sapog

Categories:

Плавильный котел Донбасса: русская руда и всероссийские добавки

Как только не пытаются обосновать свое право на земли Донбасса украинские националисты, но все их потуги оказываются напрасными, сталкиваясь с укоренившимся в краю русским интернационализмом



Факт, хорошо известный любому мужчине, побывавшему в Донбассе, а уж тем более, в его столице — после первого же своего приезда туда, уезжать не хочется. Ведь нигде больше в мире нет такого количества безумно красивых женщин и девушек на квадратный километр. Лично знаю людей, менявших под влиянием этого фактора идеологические предпочтения. Ученые утверждают, что виною всему — особая генетика, смешение сотен кровей в крае за очень короткое время — чуть больше века.

Поэтому любые попытки украинских националистов посеять рознь между людьми Донбасса на национальной, религиозной и даже экономической основе обречены изначально. Слишком много корней переплелось в этой благословенной земле, которой по словам «донецкого Бёрнса» Павла Беспощадного, «нет на свете вдохновенней».

Донбасс никто не ставил на колени

Последняя книга Павла Григорьевича «Каменная лира» вышла в свет ровно пятьдесят лет назад. «Паровозом» по терминологии тех лет в ней, то есть стихотворением, которое идейно тянет за собой всю книгу, была знаменитая «Клятва», написанная в жутко трудном 1942 году, когда советские войска оставили и восточный Донбасс, отступая к Сталинграду. Из него пошла гулять строчка, ставшая крылатой фразой — «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано».

[Spoiler (click to open)]
На чем была основана уверенность в силе Донбассе поэта Беспощадного, пришедшего пацаном со Смоленщины? Да на том же, на чем и у пацанов-ополченцев, отдающих жизни за эту трудную землю сегодня. Это очень простая мысль: никто ни перед кем не имеет никаких преимуществ, кроме тех, которые он заработал своим горбом. Эта мысль, между прочим, отразилась и в девизе Донецкой области, взятой у великого Дмитрий Менделеева: «Возможность доказана делом».

Остальные игрушки не имеют силы. Ни происхождение, ни партийная, ни клановая принадлежность, даже физическая сила и владение оружием.

Донбасс — идеал русской воли

Да, русский язык, русская культура, русский менталитет, русский образ жизни укоренены в Донбассе более других, и на то есть причины: русские первыми пришли в этот край, стали его фундаментом. В Донбассе стало системным представление русского человека о свободе. Это, по Николаю Бердяеву, не куцая законопослушность европейцев перед лицом бессмысленно жестокого закона. Нет, русский человек понимает свободу, как никем и ничем не ограниченную волю. Его личную волю.

Это понимание стало основой для донецкого правила: на работе (опасной почти всегда), в армии, на службе, могут и должны быть дисциплина и иерархическое подчинение. Но за пределами оных, в семье, между товарищами, на гулянке, никто не имеет права вмешиваться в его действия другого.

К слову сказать, это очень похоже на заботу о «прайвэси» у американских пионеров и русских первопроходцев. Но и то сказать — ведь русское крестьянство пришло в Донбасс именно, как первопроходцы. Шли от родимой тощей земли открывать новую жизнь, новый труд, новые возможности. Не потому ли Александр Блок назвал Донбасс «Новой Америкой»?


Забойщики в угледобывающей шахте Донбасса. 1910-е гг.

История с географией

У нынешнего Донбасса короткая история и запутанные отношения с географией и этнографией. Без понимания того, как завязывался этот узел, не обойтись, все будем сваливаться то в национализм, то в спекулятивную социологию.

До Великой Октябрьской социалистической революции проблема так остро не стояла, ведь не было никакой Украины, да и Российская империя была государством сословным, а не национальным. Кроя бывшие имперские губернии по своему усмотрению, большевики нарезали новые административные единицы, никак не сообразуясь с тем, как эти земли выглядели ранее.

В итоге, после территориально-административной реформы 1932 года в составе УССР появилась огромная Сталинская область, от которой шестью годами позже отпочковалась Ворошиловоградская (Луганская) область.

Донецкую область слепили из Мариупольского, Бахмутского, Славяносербского уездов Екатеринославской, части Изюмского и Купянского уездов Харьковской губернии и земель Области Войска Донского. В начале двадцатых в ведение Донбасса (Донецкой губернии) попали и Таганрог с Шахтами и Миллерово, но потом их перевели в РСФСР. Можно только попытаться представить, какая это дикая была мешанина народов, интересов и культурно-бытовых предпочтений.

В упрощенном виде: это был слоенный пирог. Север — с преобладанием малороссийского населения, центр — великороссы, евреи, татары, юг — греки и опять-таки малороссы. Что в общем-то соответствовало историческому заселению края.

Россия здесь уже пятый век

Россия начала осваивать эти земли в конце XVI века. В 1571 году был основан город Бахмут (с 1924 года — Артемовск), с 1644 по 1676 появились будущие Славянск, Красный Лиман.

После Восстания Богдана Хмельницкого, сюда массово бегут от польских карателей крестьяне с Правобережной Украины, в основном, с Подолии, которым царское правительство разрешило здесь поселиться. Одновременно с востока расширяли свои владения донские казаки, граница с ними позже прошла по реке Кальмиус, ныне в центре Донецка.

Вторая волна русских народов (великороссов и малороссов преимущественно) пришла в Донбасс в 20-30 г.г. XIX века, когда новороссийские помещики начали переселять сюда целыми селами своих крепостных из той же Подолии, Слободы, Полтавщины, Курщины и Орловщины.

Но самая мощная волна пришла с началом развития капитализма в России. По мере того, как рос и развивался индустриальный регион, сюда уже своей волей приходили курские, тамбовские, рязанские, смоленские, орловские, брянские крестьяне. На донских землях их называли «иногородними», они составили большинство населения — более 60 процентов в Области Войска Донского.

Каждый этап восстановления Донбасса после войн (1922-1928), (1943-1949), а также периоды индустриального роста в тридцатых и пятидесятых-шестидесятых приводил сюда новых переселенцев. Характерно, что на шахтах и заводах Донбасса украинские крестьяне долго не решались работать, просто какое-то табу у них было на это.


Восстановление шахт Донбасса, уничтоженных немецкой армией в годы Великой Отечественной войны

Еще в шестидесятых годах прошлого века в городах и поселках центрального Донбасса хорошо знали народную поговорку, которая в облагороженном виде звучит примерно так: «Вшахте много кого увидишь, кроме цыган, евреев и украинцев». Украинизация Донбасса, в основном восточного, началась в пятидесятых, когда западно-украинскую молодежь по «оргнабору» почти силком гнали на шахты, где не хватало рабочих рук.

В Донбассе все есть, и греки тоже

Юг Донецкой области был заселен и освоен отатарившимися, но сохранившими православную веру, крымскими греками, которых вывел с полуострова святитель Игнатий. Они основали Мариуполь (Марьямполь) и другие населенные пункты с греческими именами, скопировав их с тех, что были оставлены на старой родине — Керменчик, Бугаз, Сартана, Янисоль, Бешево, Мангуш, Урзуф, Ялта. Со временем к урумам или греко-татарам добавились румеи или греко-эллины, переселившиеся в Приазовье из Эллады под влиянием освободительных войн против турок.

Между многочисленными греческими селами доброй половины бывшей Донецкой области УССР расположились россыпи немецких, болгарских, армянских сел и даже еврейских сельскохозяйственных колоний. В одной такой колонии родился будущий герой Гражданской войны, знаменитый анархист Лева Зодов, чью фамилию, равно, как и биографию, и происхождение, писатель Алексей Толстой перекрутил в Задова.

Вокруг Луганска, Старобельска, и Родаково с конца XVIII века появляются села сербов и хорватов. Даже уезд назывался Славяносербским. Правда, центром его стал Луганск.

К славянскому борщу восточные приправы

Вместе с капитализмом в Донбассе появляются волжские татары. Много было казанских, много было пензенских и нижегородских мишарей. Татар на шахтах любили — народ в основном трезвый, работящий, со своей внутренней организацией. Татары, как и русские приходили на работу в Донбасс в несколько волн. Немало их и сегодня в Донецке, Макеевке, Снежном, Енакиево.

В тридцатых и пятидесятых годах прошлого века в Донбассе появляются выходцы с северного Кавказа. Серьезные общины образовались у грузин и азербайджанцев.

А еще в жилах жителей Донбасса течет английская, валлийская, шотландская, польская, финская, узбекская, таджикская кровь. В Донецке не редкость такая семья: глава наполовину украинец по матери-полтавчанке, наполовину аварец — по отцу, жена его полурусская-полуеврейка, иногда с примесью греческой или татарской крови. Кто, спрашивается по национальности их дети?

Мы — русские

В советское время все были советские, но и тогда, указывая в паспорте этническое происхождение, донбассовцы уверенно заявляли — мы русские. Наш язык общения в семье и на работе — русский, русская культура нам ближе других. И столица наша Москва. А национальные языки, блюда обычаи мы свято храним, как хранят в старых книгах цветы и листья, привезенные издалека.

В индустриальном степном краю давно живут и трудятся представители 104 народов и народностей. Русские из Донбасса, — так они себя называют. И в обратном их никто не переубедит.

Олег Измайлов
Tags: Донбасс, Россия, история, мнение, русский мир, русский язык, факты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments